Храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахари
Зодчие царей Ментухотепа III и Ментухотепа IV пытались перейти от горизонтального развёртывания архитектурного ансамбля к вертикальному. Пирамида и заупокойный храм при ней были сохранены как основные части традиционного ансамбля, созданного Древним царством; было изменено только их взаимное расположение.
Необходимость примениться к ландшафту – долине, замкнутой крутыми обрывами желто-коричневых скал – заставила сгруппировать отдельные части ансамбля в одно целое. Входной зал времен Древнего царства превратился в открытый портик, служивший основанием гипостильному залу, над которым возвышалась пирамида. Вся постройка приобрела характер ступенчатой пирамиды, гораздо более усложненной, чем пирамида Джосера.
Пирамида в заупокойном сооружении Ментухотепов, имевшая характерную для переходного времени форму мастаба, лишь увенчанной собственно пирамидой, находилась на высокой террасе, вырубленной в скале. Спереди, с восточной стороны, терраса была украшена открытой галереей с двумя рядами прямоугольных каменных столбов. По середине галерея прерывалась пандусом, ведущим наверх к гипостильному залу. Перекрытие зала опиралось на 140 восьмигранных колонн. С трех сторон зал окружали открытые галлереи на прямоугольных столбах. С тыльной стороны к пирамиде примыкал открытый двор, окружённый колоннадой, частично врубленной в скалу. Затем шел зал, освещаемый только спереди, перекрытие которого опиралось на 80 столбов, и, наконец, помещающееся уже непосредственно в пещере, небольшое культовое помещение. Характерно, что гробница царя не была связана непосредственно с самой пирамидой. Недавние раскопки американцев обнаружили с восточной стороны пирамиды остатки существовавших здесь некогда прудов и следы посадок деревьев.
Архитектурные особенности храма
Заупокойный храм Ментухотепов состоит из двух четко разграниченных частей: передней многоэтажной пирамиды и лежащего сзади одноэтажного двора. Многоэтажность передней части сооружения для Египта является исключением. Основная часть храма с пирамидой и портиками была рассчитана на то, чтобы зрители могли видеть ее с разных сторон, так же как это было в пирамидах Гизы. Однако здесь уже проявляется стремление к выделению главного фасада.
К передней части здания прибавлен нижний портик, определявший направление подхода к сооружению. Позднее, в храмах Нового царства, еще сильнее подчеркивается фронтальное решение памятника.
Фасад заупокойного храма Ментухотепов не имеет глухой стены подобно гробницам предшествующего периода. Многоэтажная пирамида, благодаря колоннадам, открыта со всех сторон и сливается с пространством.
Основным элементом передней части храма является мастаба, увенчанная пирамидой. Вдвинутая в гипостильный зал, эта мастаба превратила зал в обходящий вокруг нее корридор. Основное внимание зодчего было направлено на решение внешнего обьема и фасада сооружения, и хотя по сравнению с Древним царством роль интерьера увеличилась, но значение внешнего вида все еще преобладало. Снаружи памятник представляет собой единую, цельную композицию; внутри такого единства еще нету.
Подход к задней части храма прегражден массивом центральной мастаба. Задняя часть храма, с внутренним двором и колоннадами, была изолирована от передней части. Она состоит из ряда расположенных по продольной оси помещений, отделенных друг от друга глухими стенами с небольшими дверями, причем двери были сдвинуты с общей оси. Как в ансамбле Саккара, линия движения во внутренних помещениях несколько раз ломается.
По сравнению с памятниками Древнего царства, в храме Ментухотепов бросаются в глаза уменьшившиесяя величины общего обьема сооружения, усложненившаясяя архитектурная проработка ансамбля, а также повысившаясяя роль пока еще несколько запутанного интерьера.
В Древнем царстве не было такого памятника, где бы открытые портики являлись основным мотивом архитектурного решения. Существенной новой чертой, отличающей архитектуру Среднего царства от более раннего периода, является устройство колоннады на фасаде сооружения.